Если чрезмерно стремиться к результату и игнорировать потребности и возможности ребенка, любая методика может навредить. Помните, главное для ребёнка в раннем возрасте - эмоциональный контакт со значимыми взрослыми!

 Детский клуб "Академики"

 

 

Методика Гленна Домана:

 

Гленн Доман - американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей. В 40-х годах XX века в Америке в Филадельфии, в институте, который позже был назван "Институтом достижений человеческого потенциала". Доман занимался с детьми, страдавшими тяжелыми поражением нервной системы. Благодаря его рекомендациям и советам многие из ребятишек с поражением нервной системы сумели догнать сверстников в развитии. Успех вдохновил Домана на разработку новой теории – на сей раз для обычных малышей.

 

Доман считал, что стимуляция двигательной активности новорожденного крайне положительно влияет на развитие его мозга: ученый даже ввел понятие «двигательный интеллект» и разработал специальную гимнастику, которая помогает не угасать хватательному, ползательному и опорному рефлексам. Родители должны регулярно помогать малышу ползать, покачивать его на руках, перекатывать с одного бока на другой (тренировка вестибулярного аппарата) и давать возможность подтягиваться и висеть на своих пальцах.

Параллельно с физическими нагрузками нужно заниматься и интеллектуальным развитием. Делать это Доман рекомендует с помощью придуманных им карточек – «битов информации». Каждому из таких битов отводится собственная карточка размером 28х28 см. На ней должна размещаться четкая картинка соответствующего объекта, а на оборотной стороне — информация о нем, разделенная на 10 и более уровней сложности по возрастанию..

Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.). Показывая карточку, нужно четко произносить соответствующее ей понятие. В среднем на демонстрацию изображения Доман отводит пару секунд, а для запоминания одного «информационного бита» достаточно 30 показов. Карточки каждой категории показываются одна за другой, при этом зачитывается первый уровень информации с обратной стороны карточки. Каждую категорию карточек необходимо показывать по 3 раза в день, а всего за день нужно продемонстрировать 10–12 таких категорий. В течение пяти дней ребенку показывают одни и те же карточки, затем одна из них откладывается в сторону, и вместо нее показывают новую. Когда ребенок таким образом отсмотрит примерно 1000 карточек, начинают повторный показ, но теперь ему зачитывают уже информацию второго уровня сложности с обратной стороны каждой из карточек. Так продолжается до тех пор, пока до ребенка не будет доведена информация всех уровней сложности.

Заниматься по методике Домана можно с самого раннего возраста. Одно из правил развития по методике Домана гласит: «Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить». Показ картинок стимулирует зрительное восприятие даже новорожденного ребенка, а называя карточки словами вы стимулируете и его слуховое восприятие. Начинать обучать ребенка чтению по методике Домана можно с шестимесячного возраста. 

 

Плюсы методики:

  1. Карточки - это прекрасная возможность познакомить ребенка с окружающим миром, увеличить его словарный запас.
  2. Начинать заниматься можно с рождения.
  3. У ребенка формируется фотографическая память.
  4. Уникальность методики – с помощью карточек ребенка можно научить считать, читать и дать ему энциклопедические знания.
  5. Карточки можно сделать самому или же легко купить.
  6. Хорошие результаты у детей с поражениями нервной системы.

 

Минусы методики:

  1. Слишком часто и много нужно показывать карточек, сложно следовать правилам методики.
  2. Дети не всегда с большим энтузиазмом готовы заниматься, задержать свое внимание на карточках.
  3. Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
  4. Не развивается фантазия и образное мышление детей.
  5. В раннем возрасте у малышей преобладает предметная деятельность, им нужно манипулировать предметами, развивать сенсорное восприятие, чего не могут дать карточки.
  6. Дети лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через карточки, ребенок остается пассивен.

 

 Статья подготовлена Екатериной Михайловной Синюковой, педагогом-психологом детского клуба "Академики"

 

  1.